Обращения граждан относительно грядущей транспортной реформы

20.11.2019

В связи с приближением 2020 года в приёмную депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Романа Олеговича Коваля участились обращения граждан относительно грядущей транспортной реформы. Жителей интересует, как изменится система общественного транспорта в новом году.

К середине 2020 года Правительство Санкт-Петербурга планирует полностью отказаться от коммерческих маршрутов, дублирующих социальные. Уникальные останутся, но будет обновлён подвижной состав: вместо тесных микроавтобусов – вместительные и останавливающиеся только на остановках автобусы, все маршруты станут социальными, а за возрастом и состоянием техники будут внимательно следить.

Смольным будут объявлены конкурсы на заключение контрактов по маршрутам с новыми требованиями. Одно из них – регулируемый тариф, чтобы льготными проездными можно было пользоваться везде. Затраты частным перевозчикам будут компенсироваться из бюджета.

Для реализации проекта транспортным компаниям потребуется закупить новые машины (около 2,3 тыс. автобусов) – не старше 2018 года выпуска. Кроме того, необходимо приобретение дополнительного оборудования: специальных касс для оплаты наличными и датчиков для контроля количества вошедших и вышедших пассажиров. Все автобусы с помощью особого оборудования на борту подключат к Комплексной информационной системе управления городским и пригородным пассажирским транспортом. Она позволит мониторить передвижение машин по городу и ловить безбилетников. Если в салон вошло больше человек, чем расплатилось, то водителю и диспетчеру сразу поступит сигнал, – и на этот автобус вызовут бригаду контролеров, которая будет работать на одной или сразу нескольких линиях. Кроме того, за безбилетный проезд увеличат штраф.

Данная реформа вызывает большое беспокойство среди граждан, особенно жителей окраинных районов, поскольку её реализация сократит транспортную сеть почти вдвое – до 362 маршрутов. Общественные слушания, завершившиеся в конце сентября, подтвердили это: например, в Петроградском районе люди передали всего 3-4 предложения, в Красносельском – более 40.

На известной интернет-платформе Change.org также появилась петиция (которую подписали чуть более 4000 человек), с просьбой не отменять маршрутки. Её авторы признают, что в маршрутках есть ряд существенных недостатков, однако считают, что их можно решить компромиссно, без отмены коммерческого транспорта. В тексте петиции приводится мнение, что «маршрутки сами «вымрут», когда перестанут быть удобными для пассажиров или экономически выгодными для перевозчиков». На данный же момент люди опасаются, что в результате отмены маршруток может увеличиться длительность поездки, время ожидания транспорта, а самое главное – могут исчезнуть удобные и привычные маршруты.

Например, маршрутка № 306 от ж/д станции «Сосновая Поляна» до Казанского собора частично дублируется тремя автобусами №№2, 100, 111, но если она будет отменена, то жители Сосновой Поляны и Юго-Запада потеряют возможность добираться в центр города прямым автобусом без пересадок.

Своё беспокойство выразил и коллега Романа Олеговича – депутат, председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Макаров: «Есть несколько моментов, которые меня беспокоят в связи с транспортной реформой. Во-первых, если будет допущена ошибка в расчете транспортной нагрузки, то пострадает пассажир, который будет долго ожидать прибытия автобуса и будет ехать в переполненном транспорте. Во-вторых, пассажиропоток на маршруте — это основной критерий по выплате субсидии транспортной компании. Если математическая модель пассажиропотока посчитана неправильно, то и цена контракта будет ошибочной. Пострадает перевозчик, который недополучит средства от города, что приведет его к банкротству, ведь инвестировать необходимо крупные суммы. Это стало понятно ещё тогда, когда мы обсуждали реформу на заседании комиссии весной».

Депутат Алексей Макаров также считает, что радикальные преобразования в ближайшее время маловероятны: «Реформа нуждается в детальной проработке, чтобы не возник транспортный коллапс из-за того, что что-то не было предусмотрено и учтено. Если люди будут добираться на работу на полчаса дольше, но зато на комфортабельном автобусе, то имеет ли это смысл? Весьма сомнительно, что реформу можно провести в указанные сроки. Или же нужен будет какой-то переходный период», – заявил Алексей Макаров.

По словам Губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова, адресованным жителям Красносельского района, в 2020 году планируется открытие автобусного маршрута №226, который пройдёт от проспекта Героев до станции метро «Московские ворота» через Ленинский и Московский проспекты. Кроме того, планируется увеличение частоты движения троллейбусов №№ 35, 45 за счёт доукомплектования парка новыми машинами. Отдельно прорабатывается возможность организации в 2020-2021 годах выделенных полос для наземного транспорта на Ленинском проспекте от проспекта Народного Ополчения до Московского проспекта.

Петербург ориентируется на опыт Москвы, где ещё в 2016 году были отменены все прежде функционировавшие маршрутные такси (более 300 маршрутов). В целом, реформу считают удачной, хоть добраться без личного автомобиля и метро куда-либо в столице стало ощутимо сложнее. Первой проблемой стала нехватка транспортных средств, которая привела к увеличению времени ожидания. Спустя год этот вопрос решили – теперь, как заявляют в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, перевозчики укладываются в расписание в 95% случаев. Главные причины задержек остальных – дорожная обстановка и разрозненная сеть выделенных полос. В первый год от жителей посыпался шквал жалоб – в итоге потребовалось изменить 144 маршрута из 211, переданных частникам. На 62 из них поменяли расписание, на 55 – трассу, добавили 27 остановок.

В текущую редакцию проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2020 год транспортная реформа не попала, к ней в Комитете финансов слишком много вопросов. Комитет по транспорту намеревался получить на реализацию реформы 11,3 млрд рублей. Только вот документы по преобразованию городской маршрутной сети до сих пор не готовы, нет документа планирования, который сформирует перспективную маршрутную сеть, конкурсы ещё не объявляли.